Управление в группе ВТБ

Группа ВТБ построена по принципу стратегического холдинга. Модель управления Группой предусматривает наличие единой стратегии развития компаний – участников Группы, единого бренда, централизованного финансового менеджмента и управления рисками, унифицированных систем контроля.

Система управления в группе ВТБ основана на осуществлении руководства по двум направлениям:

  • административное управление – управление участниками Группы в рамках реализации прав головного Банка как основного акционера посредством участия его представителей в органах управления дочерних юридических лиц;
  • функциональное управление – координация по бизнес-направлениям и направлениям поддержки и контроля в рамках Группы в целом. Функциональная координация является дополнительным механизмом управления, обеспечивающим более глубокую экспертную проработку управленческих решений.

В соответствии с ключевыми стратегическими целями в Группе сформированы следующие глобальные бизнес-линии: «Корпоративно-инвестиционный бизнес», «Средний и малый бизнес», «Розничный бизнес» (подробнее о глобальных бизнес-линиях и результатах их деятельности читайте в разделе «Обзор результатов»).

Корпоративный центр Группы задает общее стратегическое направление развитию Группы и содействует распространению лучших практик в рамках Группы.

Действующая модель управления Группой позволяет выстраивать глобальный механизм обслуживания клиентов, четко координировать работу каждой бизнес-линии во всех регионах присутствия, повышать доходы за счет реализации синергий по бизнес-линиям и распространения лучших практик, а также оптимизировать расходы в результате расширения использования компаниями Группы общих ресурсов и инфраструктуры. Кроме того, данная модель управления является платформой для эффективной интеграции приобретенных группой ВТБ активов.

ВТБ уделяет значительное внимание совершенствованию системы управления Группой, обеспечению полного соответствия требованиям корпоративного и антимонопольного законодательства стран присутствия Группы.

По состоянию на начало 2018 года в рамках реализации проекта по созданию единого Банка была завершена реорганизация Банка ВТБ (ПАО) путем присоединения к нему ВТБ 24 (ПАО), что позволит группе ВТБ реализовать более эффективное взаимодействие глобальных бизнес-линий между собой и с направлениями поддержки и контроля в соответствии с действующей моделью управления. С начала января 2018 года все подразделения головной организации, а также отделения и филиалы, ранее работавшие в структуре ВТБ 24 (ПАО), успешно начали свое функционирование в объединенном Банке в составе всех клиентских сегментов. В течение 2018 года проводилась активная работа по интеграции бывших подразделений и региональных точек ВТБ 24 (ПАО) в структуру и процессы объединенного Банка. В частности, были успешно реализованы следующие мероприятия:

  • завершен ребрендинг всех банкоматов и точек продаж ВТБ 24 (ПАО);
  • выстроены единые сквозные модели работы в рамках объединенного Банка, в том числе по направлениям поддержки и контроля;
  • достигнуты ключевые цели финансовой модели объединения.

Одним из ключевых приоритетов Банка ВТБ (ПАО) в соответствии со Стратегией развития Банка ВТБ (ПАО) на 2017-2019 годы (далее – Стратегия), утвержденной Наблюдательным советом Банка ВТБ (ПАО) 14.12.2016 (Протокол № 21), является усиление позиций банков группы ВТБ на рынке розничного банковского обслуживания и привлечения средств клиентов.

В рамках реализации данной инициативы в IV квартале 2018 года и в I квартале 2019 года Банком ВТБ (ПАО) были завершены мероприятия по приобретению контрольных пакетов акций Банка «Возрождение» (ПАО), ПАО «САРОВБИЗНЕСБАНК» и ПАО «Запсибкомбанк». Приобретение указанных банков позволит существенно расширить присутствие Банка ВТБ (ПАО) в таких регионах, как Московская, Нижегородская и Тюменская области.

В настоящее время ведется проработка дальнейших шагов по их интеграции в действующую в Группе систему управления, которая планируется к завершению в 2020 году, когда произойдет их полный переход под бренд ВТБ.